Как правильно сделать меню с фотографиями
Статья в журнал «Ресторанные ведомости»
На вопросы редакции журнала «Ресторанные ведомости» отвечает администрация сервиса для ресторанов - www.remenu.ru
Корр.: Как вы пришли к этой идее – оказывать ресторанам помощь в оформлении фотографиями меню?
remenu: Я бы не сказал, что создание меню с фотографиями для ресторанов, кафе, баров такое уж ноу-хау. Теоретически, возможность изготовить меню с фотографиями появилась еще в 1816 году, когда французский физик Жозеф Нипсе соорудил первый фотоаппарат. Но это дело затратное - причем, с точки зрения и времени, и денег. К примеру, разработка и создание качественного, оригинального меню с превосходными фотографиями, отличающегося интересным дизайном и грамотной версткой – занимают 4-5 недель. Соответственно, удовольствие не из дешевых, потому не каждый владелец или управляющий заведением на это решается.
Впрочем, даже если идея вызвала интерес и таковое решение принимается, возникают новые сложности: куды, как говорится, бечь? С чего начинать, к кому обращаться? В фотомастерскую? Полиграфию? А, может, в дизайн-студию? Как правило, первым делом, ищется фотограф, желательно, с недорогими услугами. Он и делает первую фотосессию. Фотографии нередко встречаются довольно-таки качественные. Например, такие:

Папарделле с ветчиной |

Cвиная вырезка в сырном соусе
|
На первый взгляд, «папарделле с ветчиной» сфотографировано хорошо, картинка яркая, привлекательная – все вроде как здорово. И вот с такой фотографией управляющий или менеджер обращается к дизайнерам, которые составляют техническое задание для концепт-дизайна меню. На этом этапе тупиковым может стать самый простой вопрос: «Каким образом размещать фотографии? В квадратах, прямоугольниках, а, может, овалах?» А управляющего больше волнует, чтобы блюдо было показано целиком. И как приспособить уже готовый фотоматериал под задуманный дизайн-концепт, в результате, толком никто не понимает. Единственный выход – делать фотосессию заново, уже с конкретными задачами.
Что касается фотографии «свиная вырезка в сырном соусе», могу сказать, что она вообще малоинформативная. Вот вы сумеете по ней определить, что это вообще за блюдо, какой там гарнир? У меня тоже не получается. Кроме того, что прикажете делать с непонятным зелено-красным фоном?
Корр.: Я так понимаю, что даже фотографии - это только начальная стадия в процессе создания меню?
remenu: Конечно! Представим, что блюда пересняли заново, дизайн-макет подготовлен и одобрен заказчиком. Полосы верстаются, фотографии корректируются. И начинаются поиски подходящей типографии. Выясняется, что все, что есть в городе, делают плохую низкокачественную печать. На мониторе меню красивое и зазывное, а в бумажном исполнении – тусклое и серое. Снова нужно искать варианты решения возникшей проблемы.
Пример фотосъемки для меню сети спорт-баров «Торнадо»:
Корр.: А в чем причина?
remenu: Причины вполне объективные: во-первых, цена. У нас высококачественное оборудование, на котором работают квалифицированные специалисты. Это стоит немаленьких денег, и пока не каждое заведение может себе эту услугу позволить. Во-вторых, мы стараемся не брать больше заказов, чем сможем выполнить качественно и в срок. Наша команда рационально оценивает запас сил, сопоставляя его с количеством времени, которого потребует решение задачи. К примеру, фотограф осознает, что за 10 рабочих часов можно сделать не более 35-40 обычных фотографий, не говоря уже о постановочных. Сравните обычные фотографии: копченые морепродукты и норвежский палтус.
Постановочные фотографии:
Корр.: Кто ваши заказчики, расскажите о самых крупных и интересных?
remenu: Гамбринус, Суши Сан, Bora Bora, Happylon. Впрочем, мы не делим тех, с кем работаем, на крупных или мелких, ведь это наши партнеры и друзья. Первое, что мы обычно стараемся сделать – наладить своеобразный мостик между их пониманием слова «лаконично» и нашим. Стремимся понимать их претензии на дизайн, сопоставляя с нашими представлениями. Например, самый большой клуб в городе Калуга сделал заказ на разработку барного меню. Перед нашей командой стояли следующие задачи:
- Барное меню должно быть выполнено в дизайне клуба.
- Барное меню обычно находится на стойке бара, потому может пострадать от разлитых жидкостей. Необходима высокая степень защиты, от внешних факторов.
- Барное меню должно быть интересно смотреть. Требовалась какая-то фишка, чтобы клиенты смотрели не только на цены и названия напитков, но и заодно знакомились с какой-то информацией. Которая бы говорила о том, что этот клуб самый стильный в Калуге.
- Изменения в меню должны легко вноситься, и перепечатываться за 1-2 дня.
- Цена на изготовление последующих партий меню должна быть максимально низкой.
Корр.: Что ж, условия вполне конкретные. И что же вы предложили?
remenu: Перво-наперво, мы осмотрели интерьер заведения и обнаружили очень интересный ковер на входе в клуб. После этого родилась идея уникального орнамента для фона меню.

Vmax ковер |

Текстура |
Затем мы подготовили защитную файл-папку для меню. Кроме того, на этот раз решили отказаться от традиционных фотографий коктейлей и различных блюд, предложив разместить изображения стильных посетителей заведения. Далее, как вариант была предложена печать на бумаге формата А3: во-первых, это позволяет легко менять названия и стоимость позиций в меню, во-вторых, снижает стоимость печати внутреннего блока. Вот что мы получили на выходе:
Корр.: Выходит, что фотографии в меню – не обязательно изображение еды и напитков?
remenu: Конечно же, нет. Исходить нужно из поставленной задачи и статуса заведения, например, ресторанам хай-класса вообще запрещено делать фотографии блюд. При создании меню для подобных заведений мы используем другой инструментарий: уникальный шрифт, грамотную верстку, дорогую бумагу, а также специальные способы нанесения цвета на бумажный носитель (шелкография, конгреф, тиснение). Никаких фотографий – и точка!
Существуют заведения, в меню которых цена вообще не прописывается, да и посетители там меню не просят, а просто говорят – мол, мне что-нибудь мясное.
Корр.: Например?
remenu: Ресторан «Baccarat Crystal Room», например. А вот всем остальным точкам общественного питания, где средний чек на человека не более 2 тысяч рублей (без алкоголя), обязательны нужно меню с фотографиями. Ведь покупает человек, прежде всего, глазами. Как говорил отец рекламы Девид Огилви: «Продавайте котлеты шваркающими».
Корр: Вырастает ли эффективность работы ресторана после появления в меню фотографий? Если можно, продемонстрируйте рост продаж в цифрах?
remenu: У нас не принято расспрашивать партнеров о доходах. Разве что иногда кто-то разоткровенничается, когда дела пошли в гору. Но даже эту информацию мы не вправе разглашать.
Корр.: А как же тогда объяснить, что это выгодно?
remenu: Можно чисто с технической точки зрения объяснить, почему прибыль увеличится. Мы предлагаем клиенту ориентироваться на блюда с наибольшей маржой, делая именно их фотографии. Остальные допустимо прописывать текстом. Как я выше говорил, человек покупает глазами. Следовательно, у вас в заведении весь ликвидный продукт будет еще и наиболее прибыльным.
Корр.: Каковы типичные ошибки, которые рестораторы допускают, оформляя меню фотографиями?
remenu: Все ошибки объединяются одним словом - «самодеятельность». Например, мы выполнили на заказ роскошную фотосессию одному развлекательному заведению, сделав более 90 фотографий. А в итоге нас просят, чтобы на листе формата А4 было размещено около 15 блюд. Пытаемся объяснить, что это будет смотреться проигрышно за счет уменьшения фотографий, меню не будет работать – и какой тогда смысл заказывать фотосессию? Но клиент настаивает. Естественно, мы уступаем, как говорится, любой каприз за ваши деньги. Увидев результаты работы, заказчик расстраивается. И кто виноват? Мы, поскольку не докричались до клиента, не заставили в ультимативной форме отказаться от глупой идеи. Но в тоже время был и неоспоримый аргумент: «Ребята я вам плачу, делайте» - сыгравший роковую роль.
Корр.: Поэтому управляющим ресторанами, кафе и барами следует обращаться к профессионалам?
remenu: И не только поэтому. Профессионал уже когда-то совершил ошибки и сделал выводы. Начинающим с нуля весь этот опыт только предстоит получить, если он захочет качественный продукт на выходе - будь то фотосъемка или дизайн-макет. Например, стекло (коктейли, соки) фотографируют обязательно в студии, это очень долгий процесс. Или: петрушку используют для фото только курчавую. Первые блюда можно фотографировать в течение 5-и минут с момента готовности. Для примера - ниже фотография супа, стоявшего более 5 минут. Появилась пленка, фотография, может и качественная, но невкусная.

А еще у специалистов есть высококлассное оборудование. Вот марки и цены наборов инструментов, которые мы используем:
Фотоаппарат: Canon 1D Mark IV, стоимость: 162 000 руб.
Объективы: Canon EF 50 mm, стоимость: 50 000 руб.
Canon EF 70-200 mm, стоимость: 25 000 руб.
Canon EF 16-35 mm, стоимость: 56 000 руб.
Свет: 2 вспышки Hensel Expert 50, стоимость комплекта: 70 000 руб.
Софт-бокс – 2 шт.
Насадки моделирующие, отражатели и пр.
Корр: Как рассчитывается примерная стоимость вашей услуги? Может ли ее себе позволить любой ресторан, кафе, бар?
remenu: Да, конечно – было бы такое желание. Хорошо, когда владельцы ресторанов, кафе и баров понимают, что продают они еду – и она должна быть красивой и вкусной. Атмосфера, обслуживание, цены имеют второстепенное значение. И вот этот основной товар нужно, по возможности, дорого продать. Представьте, что вы миллионы рублей вложили в ремонт помещения, столы, стулья, персонал, заплатили бешеные деньги за лицензии. Нелогично ужимать расходы на маркетинговые материалы - а в ресторанном бизнесе это, в первую очередь, меню, а уже потом тейбел-тенты, постеры и другая наружная реклама. Это все равно, что BMW выпустила новую машину и даже не сфотографировала модель, мол, зачем? Пусть заказывают, платят деньги, покупатель же увидит товар в момент его доставки! Так что, если заведение позволило себе открыться, нанять работников, то может себе позволить заказать сделать качественный маркетинговый материал для эффективной продажи своего главного товара - еды.
Подключайтесь в наши группы, комментируйте и ставьте лайки!
При цитировании документа ссылка на сайт с указанием источника обязательна. Полное заимствование документа является нарушением международного и российского законодательства и возможно только с согласия администрации сервиса www.remenu.ru.
© Сервис для ресторанов - www.remenu.ru
Вам может быть интересно: